browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Дэнги давай!

Posted by on 19 марта, 2017

Вчера на фэйсбуке, отвечая давнему коллеге и другу Саше Етоеву на его реплику о том, что за рецензии платят, я обмолвился: «У нас на Родине вообще, по-моему, чем бесполезнее дело — тем выше гонорар».

Реплика в лучших традициях советской интеллигенции («Стоит сделать, как не у нас, и всё сразу наладится») и одновременно — абсолютно в стиле цээрушного фэйсбука.

Но это неправда. Вернее, настолько малая часть правды, что, высказанная сама по себе, становится неправдой.

В Советском Союзе, например, уборщица получала больше инженера. Это была политика. Уже тогда стало ясно, что идиотская, а теперь понятно, что не просто идиотская, но оказавшаяся одним из гвоздей в гроб СССР.

А ведь труд уборщицы не бесполезен. Он — полезен. Он явно нужен людям.

И тем не менее это возмущало. Повторю — возмущало вполне справедливо.

Сейчас никого не возмущает и даже не удивляет, что во всём мире, пусть с непринципиальными расхождениями в пропорциях, но — ВО ВСЁМ, доход проститутки выше дохода медсестры, доход киллера выше дохода врача, доход наркодилера выше дохода профессора... Это не политика, и поэтому как бы никто не виноват.

Это экономика.

Да, с преступностью и преступными доходами во всём мире шумно борются. Как в СССР боролись против неравенства. Это даже не «пчёлы против мёда». Не стоит оскорблять трудолюбивых насекомых и вкусный, полезный результат их каждодневных усилий. Это «опарыши против дерьма».

Кто-нибудь обратил внимание, что сейчас воруют все? И больше всего те, кому, казалось бы, и так всего выше крыши. Ну, а уж если даже им не хватает... В коррупционных схемах замешаны испанская инфанта и французский премьер, кандидат в президенты США и один из главных идеологов компартии Китая...

Господствующий ответ на недоумение по этому поводу, насколько мне известно, таков: финансовые правила сейчас столь противоречивы, финансовые механизмы столь изощрены, а экономика столь сложна, столь велико в ней количество инстанций разной степени законопослушности, по которым текут денежные потоки, настолько на грани фола происходят все мало-мальски крупные инвестиции, транзакции и прочие хренации, что если кого-то надо замазать — то всегда пожалуйста.

Но если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно.

Если экономика настолько сложна, что стоит в неё только сунуться, и как ни старайся, обязательно окажешься замазанным — стало быть, глобализации нужна именно такая экономика.

Однако и это ещё лишь надводная часть айсберга. О наиболее глубинных механизмах вообще не принято говорить. Они — самые простые, самые очевидные и самые обескураживающие. Современный политико-экономический дискурс не знает этим механизмам никаких альтернатив, и поэтому политики предпочитают просто закрывать на очевидность глаза. Ведь если скажешь вслух — избиратели сразу спросят: и что ты предлагаешь с этим делать? А он понятия не имеет. Более того — в глубине души он и НЕ ХОЧЕТ ничего с этим делать. Он хочет лишь одного — подключиться к процессу.

О по-настоящему Серьёзных Вещах способны в глубине Леса думать лишь некоторые особо малахольные Иа-Иа, ни сном ни духом не лезущие ни в политику, ни в коррупционные схемы.

Современная экономическая модель, после падения социализма ставшая тотальной, стоит на одном-единственном ките: на расширенном воспроизводстве. Сегодня человечество должно покупать больше, чем вчера, а завтра должно покупать больше, чем сегодня. Если перестанет быть так, мировая система рухнет в одночасье. Всё остальное, все эти рейтинги, форексы, насдаки и прочая мудротень — лишь финтифлюшки поверху. Блескучие кнопочки на ширинке.

А по ту сторону ширинки вот что.

Для обеспечения расширенного воспроизводства все легальные и нелегальные средства манипулирования сознанием навязывают гламурный образ счастливой жизни. Только этой жизни присущий уровень потребления может заставить шестерни экономики продолжать крутиться.

Но ни одно реальное занятие, не сопряжённое с искусственно организованным высасыванием денег из окружающей среды, и ни один честный доход в мире не способны обеспечить такого уровня. Ни у инженера, ни у уборщицы, ни у министра, ни у академика, ни у депутата, топ-менеджера или начальника контрразведки нет такой зарплаты, чтобы жить, как живут герои реклам. Вести тот образ жизни, которого, согласно общепринятым представлениям, только и достоин свободный и успешный человек.

В итоге в мире сложилась ситуация, когда суммарная масса честных денег оказалась меньше денежной массы, минимально необходимой для предотвращения экономического краха. Прирост мирового ВВП поддерживается только за счёт надбавки к честным деньгам того «навара», что растекается по капиллярам экономики через те или иные артерии глобального грабежа и воровства.

Как долго сможет просуществовать такая экономика, как вы думаете?

 

Comments are closed.